ИТОГОВЫЙ ОТЧЕТ отдела образования, молодёжной политики, физической культуры и спорта администрации Малоархангельского района Орловской области о результатах анализа состояния и перспектив развития системы образования за 2014 год

    I. Анализ состояния и перспектив развития системы образования.

    1. Вводная часть

    Малоархангельский район расположен в южной части Орловской области и граничит на севере со Свердловским и Покровским, на востоке – с Колпнянским, на западе – с Глазуновским районами, на юге – с Курской областью. Общая площадь района составляет 754,3 кв. км.

    Общая численность населения района составляет 11,0 тысяч человек, в том числе 3,9 городское, 7,1 сельское. Районный центр – г.Малоархангельск, расположен на расстоянии 14 километров от железнодорожной станции и 78 км от города Орла. Всего в районе 91 населенный пункт.

    В административном отношении район разделен на 8 муниципальных образований: город Малоархангельск и 7 сельских поселений.

    Сельское хозяйство является ведущей отраслью экономики. Земельные ресурсы позволяют вести расширенное воспроизводство, на основе повышения продуктивности полей и ферм.

    Общая площадь сельскохозяйственных угодий составляет 66,8 тыс. га, в том числе 53,9 тыс. га пашни.

    Аграрный сектор района представлен всеми формами хозяйствования:

    -ООО "Орловский Лидер", два филиала которого занимаются возделыванием сахарной свеклы, зерновых, производством мяса и молока;

    - филиал «Тиняковский» ООО «Орловский Лидер», производственное направление: птицеводство. В хозяйстве производится инкубационное яйцо.

    - ООО «Дубовицкое», инвестиционная компания ЗАО «Щелково-Агрохим», специализируется на зерновых культурах, в том числе производстве семян; сахарной свеклы, кукурузы на зерно. В отрасли животноводства - мясо, молоко.

    - ТНВ «Суровцев и К», производственное направление мясомолочное, зерновое;

    - СПК «им. Кирова», производственное направление мясомолочное, производство зерновых, сахарной свеклы;

    - ООО «Орелагроинвест», инвестиционная компания ООО «Белый Фрегат», производственное направление: растениеводство (сахарная свекла, зерно), мясо-молочное в животноводстве.

    В районе зарегистрировано 13 крестьянских фермерских, 3,7 тыс. личных подсобных хозяйств.

    На территории Малоархангельского района находится ОАО «Хлебоприемное предприятие», которое закупает, хранит зерно, обслуживает все сельскохозяйственные предприятия, КФХ, личные подсобные хозяйства района и соседние районы Орловской и прилегающие районы Курской областей. Склады единовременного хранения емкостью 23 тыс. тонн.

    Промышленность района представлена 5 предприятиями:

    - ОАО «Плещеевский крахмальный завод», используется продукция сельскохозяйственных предприятий, ЛПХ, КФХ - пшеница, картофель, кукуруза. На территории завода расположен цех по производству крупы.

    -«Малоархангельский хлебокомбинат» выпускает 80 наименований хлебобулочных и кондитерских изделий;

    -«Цех по производству колбасных изделий и копченостей» в месяц перерабатывает более 20 тонн мяса. Выпускает 60 наименований колбасных изделий, копченостей, полуфабрикатов.

    - С ноября 2011 года начал производство ОАО «Малоархангельский завод растительных масел».

    - ЗАО «Малоархангельский машиностроительный завод» филиал ЗАО «Торгово-промышленной компании Стройдормаш» по производству гидравлических цилиндров для транспортных средств.

    Функционируют субъекты малого предпринимательства: 5 малых предприятий по производству строительных отделочных материалов; ООО «Ремонтник», кондитерских цех индивидуального предпринимателя, 2 автомойки.

    В районе создана развитая инфраструктура

    Транспортная сетьрайона представлена участком Малоархангельской железной дороги и автомобильными дорогами. Железная дорога проходит в 14 км от районного центра, имеет подразделения ОАО и ФГУП «Московской железной дороги». Железнодорожная магистраль дает возможность железнодорожного сообщения с другими регионами России и ближнего зарубежья, в том числе железнодорожные грузоперевозки.

    Сеть автомобильных дорог с твердым покрытием обеспечивает выход на основные федеральные трассы Москва – Симферополь, Москва - Дон. Протяженность автомобильных дорог 155 км, в том числе областного значения 41 км.

    В районе автомобильные транспортные услуги оказывает ООО ПТК Малоархангельское отделение, которое обеспечивает пассажирские перевозки по 6 маршрутам соединяющие город Малоархангельск с центральными усадьбами и отдаленными населенными пунктами, 2 маршрута межгорода – г. Орел, п. Колпна.

    Имеются две автозаправочные станции.

    Связь. Линейно-технический участок № 5 г. Малоархангельска, цеха телефонной связи и радиофикации Орловского филиала «Центр Телеком» имеет 15 телефонных станций, общей емкостью 2500 номеров. Сотовую связь осуществляют 4 оператора: «МТС», «Билайн», «Мегафон», «Теле-2».

    В районе действуют 600 радиоточек. Функционирует Федеральное государственное унитарное предприятие «Почта России», 12 почтовых отделений работают на селе.

    На территории города Малоархангельска работает Сберегательный банк.

    Здравоохранение.

    Основой системы здравоохранения на территории Малоархангельского района является муниципальное учреждение здравоохранения «Малоархангельская центральная районная больница», в которой имеется 6 отделений со стационаром на 42 койки круглосуточно и 17 дневного пребывания; поликлиника рассчитана на 63,5 тыс. посещений в год; стоматология 8,4 тыс. посещений.

    В учреждении работают 17 врачей, 71 средних медицинских работников. В структуре учреждения функционируют поликлиника, диагностическое отделение, 16 фельдшерско-акушерских пунктов, одна врачебная амбулатория.

    На территории района работают две аптеки: муниципальная и частного предпринимателя.

    Культура

    На территории района действуют 17 учреждений культуры, 17 сельских библиотек, центральная библиотека с детским отделением.

    На базе Муниципального учреждения «Дом культуры города Малоархангельска» работают два народных коллектива.

    В районе действует и развивается система детского дополнительного образования, школа искусств.

    Район газифицирован. Протяженность газовых сетей составляет более 400 км. Газифицировано более 80% социальных объектов, 90 % жилых домов и квартир.

    Ежегодно сдается в эксплуатацию не менее 1300 кв. м жилья. Большим подспорьем в этом явилась реализация программы в рамках приоритетного национального проекта «Доступное и комфортное жилье гражданам России», «Молодая семья». Для строительства жилья на территории района выделены строительные площадки с обустройством инженерными коммуникациями.

    В среднем за последние годы на территории района капитальные вложения в экономику и социальную сферу составляют более 100 млн. рублей в год.

    В районе все центральные усадьбы соединены с г. Малоархангельском дорогами с твердым покрытием.

    В отраслях экономики района занято около 2850 тыс. человек. За 2014 год среднемесячная заработная плата в районе составила 16266 рублей. Рост средней зарплаты к уровню 2013 года составил 6,6 %, в том числе:

    1. Образование - 15,8 тыс. руб., рост – 7,5%, из них:

    - заработная плата учителей – 21,5 тыс. рублей, рост 7,4%;

    - педагогических работников общеобразовательных организаций – 21,016 тыс. рублей, рост 8 %;

    - педагогических работников дошкольных учреждений – 17,6 тыс. рублей, рост 25,7%;

    - педагогических работников учреждений дополнительного образования – 15,3 тыс. рублей, рост – 12,4 %;

    2. Сельское хозяйство – 15,4 тыс. рублей - рост 9,8 %;

    3. Обрабатывающее производство - 14,3 тыс. рублей; производство и распределение – 14,5 тыс. рублей;

    4. Здравоохранение - 11,3 тыс. руб., рост – 9,8%;

    5. Торговля – 18,8 тыс. рублей.

    6. Специалистов учреждений культуры – 9,4 тыс. руб., рост – 30,5%.

    Число пенсионеров в районе – 4293 человек, в том числе 823 работающих (19,2%).

    В районе 158 многодетных семей, 54 ребенка-инвалида.

     
     2.Анализ состояния и перспектив развития системы образования

    Анализ состояния и перспектив развития системы образования Малоархангельского района проводился на основании данных:

    · об уровне доступности, кадровом обеспечении, материально-техническом, информационном обеспечении организаций дошкольного образования,

    · об уровне доступности, кадровом, материально-техническом, информационном обеспечении системы общего образования, результатов аттестации, состояния здоровья обучающихся общеобразовательных организаций, финансово-экономической деятельности общеобразовательных организаций,

    · об уровне охвата детей дополнительным образованием и различными его направлениями, о материально-техническом, информационном обеспечении организаций дополнительного образования, финансово-экономической деятельности данных организаций, их сети.

     

    На территории Малоархангельского района созданы необходимые условия, гарантирующие общедоступность дошкольного, начального, основного, среднего общего образования и дополнительного образования детей. Муниципальную систему образования Малоархангельского района в 2014 году представляют:

    - 1 гимназия;

    - 12 общеобразовательных школ;

    - 1 филиал;

    - 2 учреждения дополнительного образования;

    - 4 дошкольных образовательных организации.

    Все учреждения образования района являются муниципальными, имеют лицензии и свидетельства о государственной аккредитации.

    Дошкольное образование.

    Муниципальная сеть дошкольных образовательных организаций представлена 4 детскими садами, в которых воспитывается - 325 детей. В учреждениях дошкольного образования функционирует 16 групп общеразвивающей направленности, из которых 2 – разновозрастные. Детские сады города посещают 90% (289), сельские 10% (36) воспитанников. Средняя посещаемость в 2014-2015 учебном году составила 75 %. В районе создана электронная очередь будущих воспитанников, ведутся сайты дошкольных организаций, введена автоматизированная информационная система «Виртуальная школа», но надо отметить, что только 2 городских детских сада подключены к сети Интернет.

    С 1 января 2014 года осуществляется работа по поэтапному переходу дошкольных образовательных организаций района на федеральный государственный стандарт дошкольного образования. Это серьезный шаг на пути к повышению качества дошкольного образования. В районе утвержден план основных мероприятий по введению ФГОС, создан муниципальный совет по вопросам введения ФГОС ДО.

    Третий год в районе продолжаются мероприятия по модернизации системы дошкольного образования. В 2013 году введены дополнительные 25 мест в детских садах п. Ст. Малоархангельск и №2 г. Малоархангельска, для этого в 2013 году освоены денежные средства в объёме 204285 руб. (доля областного бюджета - 153214, районного - 51071). Данные средства были направлены на приобретение детской мебели, учебное и игровое оборудование, спортивный инвентарь.

    В рамках программы модернизации региональных систем дошкольного образования в 2014 году из областного бюджета была выделена субсидия в размере 5324800 рублей на проведение текущего ремонта здания детского сада №2. Объем софинансирования из районного бюджета составил 324927 рублей. Общий объем освоенных средств составил 5649727 рублей. В ходе ремонта была проведена замена оконных и дверных блоков, полностью отремонтирована кровля здания и теневых павильонов, отмостка, выполнен ремонт и покраска фасада, произведен ремонт водопроводной и канализационной систем, эвакуационных выходов и входных групп. Также силами коллектива при поддержке родителей отремонтированы групповые, служебные помещения, актовый и спортивный зал. Помимо ремонта в детский сад поступило учебное и игровое оборудование, 2 интерактивных комплекса, портативные компьютеры, мебель, спальные принадлежности. На данные цели из областного и федерального бюджетов выделено 628400 руб.

    В целом общий объём средств, направленный на введение дополнительных мест в детском саду №2 г. Малоархангельска, составил 6 278 127 руб. Стоимость одного введенного места 251 125 рублей. Участие детского сада №2 в проекте модернизации позволило в 2014 году ввести ещё 25 дополнительных мест для детей дошкольного возраста.

    Всего за 3 года участия в программе модернизации региональных систем дошкольного образования (2013-2015 гг.) введено 50 дополнительных мест в детских садах района. На сегодняшний день в детских садах района воспитывается 325 детей, таким образом, рост введенных мест по отношению к 2013 году составил 18%. Не смотря на то, что процент охвата детей услугами дошкольного образования в районе на протяжении последних лет увеличивается, но все же остается на не высоком уровне и составляет 36% от общего количества детей дошкольного возраста.

    В системе дошкольного образования Малоархангельского района работают 38 педагогов. В их числе 2 музыкальных руководителя, 2 учителя-логопеда, 2 старших воспитателя. 33% педагога, работающих в детских садах района, имеют высшую квалификационную категорию, 41% - первую. За 2014-2015 учебный год 9% педагогов прошли курсы повышения квалификации, 25% педагогов успешно прошли аттестацию на первую и высшую квалификационные категории.

    В 2012 году средняя заработная плата педагогов дошкольного образования Малоархангельского района сложилась в размере 7623 рублей, в 2013 году – 14002 руб., в 2014 году – 17610 руб. (рост 131% к уровню 2012 года).

     Задачи на новый учебный год:

    1. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования, развитие вариативных форм предоставления услуг по дошкольному образованию;

    2. Создавать условия для сохранения и укрепления физического и психического здоровья дошкольников, социализации детей с ОВЗ и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

    3. Повышение качества и доступности дошкольного образования;

    Общее образование.

    Текущее состояние системы общего образования Малоархангельского района определяется последовательной региональной и муниципальной политикой развития образования в рамках реализации задач, определенных Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа», а также выполнением комплекса мер по модернизации системы общего образования.

    Муниципальная система общего образования представлена следующими характеристиками: количество муниципальных общеобразовательных учреждений – 13 численность обучающихся в муниципальных общеобразовательных учреждениях – 1057 чел.

    В системе начального образования района в прошедшем году обучались 414 школьников. Успеваемость по району на начальном уровне образования составила 98,8 %, качество 76,6 %. 3 учащихся (1,2%) оставлены на повторное обучение (Архаровская, Каменская СОШ, Гимназия). По новым федеральным стандартам обучались все школьники начальных классов. В конце учебного года с целью получения информации об уровне освоения обучающимися 4-х классов программ отдельных предметов, а так же определения уровня их готовности к освоению программ общего образования следующего уровня, были проведены диагностические работы по русскому языку, математике, окружающему миру и комплексная работа. Качество выполнения диагностических работ составило: диктант - 55,3%, тестовая работа по русскому языку - 44,4%, математике - 57%, окружающему миру - 60%. С комплексной работой справились все учащиеся.

    Анализируя итоги внедрения ФГОС начального общего образования можно отметить, что в школах района в основном созданы условия для реализации основной образовательной программы, имеются необходимое оборудование, учебники и учебные пособия. Все учителя, работающие по федеральным государственным образовательным стандартам, прошли курсовую подготовку. Но все, же остаются проблемные вопросы, такие как недостаточные материально-технические условия реализации ФГОС, внеурочная работа ведется в основном самими педагогами школы, нет достаточных условий для реализации программ дополнительного образования.

    В прошлом учебном году также начался этап перехода на новые образовательные стандарты основного общего образования.103 учащихся 5-х классов обучались по образовательной программе основного общего образования. С этого учебного года 211 учащихся 5-6 классов будут обучаться по ФГОС основного общего образования. Этому предшествовала большая подготовительная работа, включающая разработку основной образовательной программы, рабочих программ по учебным предметам, были внесены изменения в нормативную базу; подготовлена материально-техническая база, определены модели внеурочной занятости; проведена курсовая переподготовка педагогов. Наряду с общеобразовательными программами в школах реализуются и воспитательные программы, направленные на формирование здорового образа жизни; развитие творческих и познавательных способностей; духовно-нравственное развитие и патриотическое воспитание; профилактику асоциального поведения.

    В наступающем учебном году учащиеся 7-11-х классов продолжат обучение по государственным образовательным стандартам первого поколения.

    По итогам прошедшего учебного года показатель качества знаний по району на основном уровне общего образования составил 62,7%, что на 6 % ниже прошлогоднего, на среднем уровне – 78,6 % - рост составил 7,2 %.

    В 2014-2015 учебном году наблюдается положительная динамика качества обучения учащихся на среднем уровне общего образования, по отношению к 2013-2014 учебному году, но продолжает оставаться актуальной проблема снижения качества знаний учащихся при переходе с первой на вторую ступень образования.

    Успеваемость по району на основном уровне образования составила 99,4%, на среднем уровне образования - 98,3%.

    Итог 2014-2015 учебного года – успеваемость на всех уровнях общего образования 99,4% (в прошлом году - 99,2), качество знаний – 68% (в прошлом году - 69,3) , что по отношению к уровню прошлого учебного года остаётся без изменения.

    Необходимо отметить, что промежуточная аттестация, на основе которой общеобразовательные организации подводят итоги учебного года - это процедура, регламентированная и контролируемая самим учреждением. Поэтому администрациям школ, педагогам важно проводить её более объективно и ответственно для получения достоверной информации о достижениях и имеющихся проблемах в обучении детей, как отправной точки для принятия дальнейших шагов в своей методической и управленческой работе.

    Результаты государственной (итоговой) аттестации.

    Одним из главных механизмов независимой оценки знаний на II и III уровнях образования является проведение государственной итоговой аттестации. Основной государственный экзамен и единый государственный экзамен представляют собой форму объективной оценки качества подготовки выпускников 9-11 классов. В 2015 году в государственной итоговой аттестации принимали участие 59 из 60 выпускников 11-х классов (98,3%) и 115 из 118 выпускников 9 классов (97,5%).

    Из 59 участников ЕГЭ 2015 года аттестат о среднем общем образовании получили 58 выпускников (98%) (в 2013-2014г. – 94,2%), 7 выпускников 11-х классов получили аттестаты с отличием и медали «За особые успехи в учении» (5 медалей – МСШ №2, 1 медаль – Гимназия, 1 – Луковская сош) (в 2013-2014 учебном году - 3 чел.).

    Для проведения ЕГЭ в районе была проведена большая подготовительная работа, в том числе по повышению объективности результатов ЕГЭ. В пункте проведения экзаменов, организованном на базе Гимназии г. Малоархангельска работал общественный наблюдатель, организаторы в аудиториях и вне аудиторий. В каждой аудитории и штабе были установлены видеокамеры, велась запись в режиме on-line, осуществлялось широкое общественное наблюдение, была организована большая информационная кампания в СМИ. Все экзаменующиеся проходили стационарный металлодетектор. Замечаний и нарушений по процедуре проведения экзаменов не выявлено.

    ЕГЭ проводился по 2-м обязательным предметам русскому языку и математике и 9 предметам по выбору: литература, физика, химия, биология, история, обществознание, география, информатика и ИКТ, английскому языку.

    В Орловской области показатель среднего балла по обязательному учебному предмету русский язык составил 69,6. Выпускники нашего района показали результат – 66,0. Самые высокие результаты показали выпускники Гимназии – 95 (учитель Кузнецова Галина Николаевна), Ивановской - 92 (учитель Малыгина Людмила Николаевна). Средний балл по школе, выше областного и районного показали: Ивановская сош – 75,6, Совхозская – 74, Каменская - 70.

    В соответствии с порядком проведения государственной итоговой аттестации в 2015 году выпускники сдавали обязательный предмет математика на двух уровнях – базовый и профильный. Средний балл базового уровня учащихся в районе составил 3,8;по области - 3,9.

    На профильном уровне показатель по району - 35,4; по области – 41,6.

    4 выпускника (МСШ №2, Луковской СОШ, гимназии г. Малоархангельска) не перешагнули минимальный порог, в резервный день 3 пересдали математику, 1 выпускник (МСШ №2) не смог получить положительную оценку.

    Высокие результаты показали выпускники Луковской школы (учитель Артамонова А.В.) – 74 балла и МСШ №2 – 72 (учитель Мельникова Лидия Ивановна). Средний балл по математике на уровне области показали выпускники МСШ №2 и Совхозской средней школы.

    Самый распространённый предмет по выбору – обществознание, в котором приняли участие 50 человек. Средний балл по обществознанию в районе составил 61, по области – 49, что выше на 7,9 балла по сравнению с прошлым годом. Выпускники Гимназии, МСШ №2, Губкинской и Ивановской средних школ показали наиболее высокие результаты по данному предмету. 7 уч-ся не сдали экзамен (3-МСШ №2, 3 -Гимназия, 1- Луковская СОШ).

    Результаты по остальным предметам по выбору в разрезе школ вы видите на слайдах.

    Историю в районе сдавали 16 выпускников. Средний балл по району составил – 44,5 балла, по области - 51,3, произошло снижение на 1,7 балла к прошлому году. 1 уч-ся не сдал экзамен (МСШ №2).

    Физику выбрали 6 человек. Средний балл по району составил – 46,6 балла, по области – 45,6, рост на 7,4 балла к прошлому году. 

    Биологию сдавали 6 человек. Средний балл по району составил – 60 балла, по области – 56, рост составил 17,3 балла к прошлому году. 

    Географию сдавали 3 учащихся, один учащийся Гимназии г. Малоархангельска принял участие в экзамене по географии в досрочный период (58 баллов). Средний балл по району составил – 49,7 балла, по области – 51,9, рост на 7,7 балла к прошлому году.

    Высокий результат был показан по английскому языку, который сдавали 2 выпускницы Гимназии г. Малоархангельска. Средний школьный и районный балл – 72,5, что выше областного на 6 баллов, рост к уровню прошлого года составил 48,5 баллов. Учитель Бабкина Лариса Валерьевна.

    Химию сдавали 3 выпускников. Средний балл по району составил – 61 балл, по области – 60, рост составил 12,7 балла к уровню прошлому года. Максимальный результат в районе показал выпускник Губкинской СОШ – 74 балла (учитель – Панкратов А.Н.)

    Информатика и ИКТ – сдавали 4 учащихся, средний балл по району составил – 38,5 балла, по области – 55,7, снижение составило 6,1 балла к уровню прошлому году. 1 уч-ся не сдал экзамен (МСШ №2).

    Литературу сдавали 2 выпускника Гимназии г. Малоархангельска, средний балл по району составил – 62,5 балл (62 - в прошлом году), по области – 62. 

    Нововведением прошедшего учебного года стало проведение итогового сочинения (изложения) как условия допуска к ГИА обучающихся XI классов, которое прошло 3 декабря 2014 г. по темам (текстам), сформированным по часовым поясам. Хочется отметить, что с данным испытанием справились все учащиеся 11 классов. За порядком проведения итогового сочинения был организован контроль со стороны Департамента образования Орловской области, отдела образования, а так же администраций самих учреждений. Нарушений процедуры проведения итогового сочинения не выявлено.

    Государственная итоговая аттестация выпускников 9 классов также проводилась с использованием механизмов независимой оценки. ОГЭ в этом году проводился на базе МСШ №2. Практически по всем предметам качество знаний выпускников основной школы заметно снизилось. По обязательным предметам качество знаний составило: 68,6% - по русскому языку, что ниже на 6,4% к уровню прошлого года (75 %); по математике - 66%, что так же ниже на 16% качества прошлого года (82%). 1 выпускник не смог сдать математику в основные сроки и пересдавал в резервный день (МСШ №2).

    Кроме обязательных экзаменов дети сдавали предметы по выбору: обществознание - 12 человек, качество составило - 16,6%, снизившись на 68,4%, по отношению к прошлому году (85%); информатика и ИКТ - 9 человек, качество в этом году - 66,6%, ниже на 4,4% чем в прошлом (71%); биология – 2 человека, качество 100%; физика – 3 человека, качество 100%.

    Средние баллы в разрезе предметов в районе следующие:

    русский язык – 4; математика – 3,7; обществознание – 3; информатика и ИКТ - 3,78; биология –5; физика – 4,6.

    По итогам ОГЭ все 115 участников получили аттестаты об основном общем образовании, из них трое выпускников МСШ №2 получили аттестаты с отличием, ещё 3 девятиклассника, обучавшихся по специальной программе 8 вида, получили свидетельства, установленного образца.

    Хочется отметить, что в этом году экзамены по выбору сдавали выпускники лишь из 4-х школ: гимназии, МСШ №2, Совхозской средней и Архаровской основной школы, остальные сельские школы в этом году не приняли участия ни в одном из экзаменов по выбору. Результаты, которые показали выпускники 9-х классов, не позволили в этом году обеспечить профилизацию на средней ступени обучения, за исключением открытия группы физико-математического профиля в МСШ №2. Выпускники 9-х классов гимназии не смогли показать результат достаточный для формирования социально-гуманитарного профиля. Поэтому с этого года уменьшается число старшеклассников, обучающихся по программам профильного обучения на 58% в сравнении с прошлым годом. (В новом учебном году программы профильного обучения будут реализовываться в школах города, по которым будут обучаться 18 человек, что составляет всего 19% учащихся 10-11 классов района: МСШ№2, 10-11 класс – 12 человек и гимназия 11 класс - 6 человек; в 2014-2015 уч.г. обучались 43 учащихся).

    Отрицательно сказывается такой фактор, как малочисленность контингента детей в сельских школах, которая так же не позволяет развивать профильное обучение. Поэтому, для реализации индивидуальных потребностей учащихся, повышения качества знаний выпускников необходимо проводить углублённое изучение отдельных предметов по выбору обучающихся в рамках элективных учебных предметов, факультативов, индивидуальных занятий.

    Основное внимание должно быть уделено организации обучения с максимальным использованием кадровых и материальных ресурсов, с применением информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе, рациональному использованию часов школьного компонента базисного учебного плана.

    Уменьшение среднего тестового балла является как следствием ослабленной подготовки выпускников некоторых школ района, так и отсутствием сотрудничества между образовательным учреждением и родителями учащихся, контроля со стороны администрации школ за проведением уроков, практических, контрольных, лабораторных работ, качеством преподавания учебных предметов, подготовкой к ГИА. Так же с начала года необходимо усилить работу со слабоуспевающими учащимися, активизировать работу районных и школьных методических объединений учителей-предметников.

    В соответствии с Федеральным законом «Об образовании в РФ» качество образования так же оценивается в рамках государственной и общественной аккредитации, государственного контроля (надзора) в сфере образования, независимой оценки качества образования.

    В течение 2014-2015 учебного года в районе проходила процедура государственной аккредитации в 7 школах: Малоархангельской средней школе №2, Гимназии г. Малоархангельска, Совхозской, Губкинской, Луковской средних школах, Архаровской основной и Протасовской начальной школе. Все школы успешно прошли процедуру государственной аккредитации.

    В течение 2014-2015 учебного года проводились региональные исследования в рамках независимой оценки качества образования.

    Независимая оценка качества подготовки обучающихся включала: анализ кадрового состава, учебно-методических комплектов по общеобразовательным предметам, уровня изучения предмета (базовый, углубленный (профильный), уровня и качества подготовки обучающихся (проведение тестирования по математике, английскому языку
    и диагностической работы (сочинение) по литературе).

    Проведенная независимая оценка качества подготовки обучающихся
    по математике в 6-х классах, английскому языку в 8-х классах и литературе
    в 10-х классах позволила выявить проблемные для обучающихся темы
    и базовые умения, которые должны быть освоены в соответствии
    с Федеральным компонентом образовательных стандартов основного
    и среднего общего образования.

    Качество подготовки учащихся нашего района проверялось в базовых школах: Совхозской, Малоархангельской средней школе №2 и Гимназии г. Малоархангельска.

    Показатели независимой оценки качества подготовки обучающихся данных образовательных организаций по математике, английскому языку и литературе были получены путем выгрузки данных из ИСОУ «Виртуальная школа».

    В ходе тестирования по математике выявились следующие результаты: качество образования по району составило 38%, средний балл 3,2, уровень обученности 62%. Уровень подготовки обучающихся 6-х классов по математике в данных школах в основном соответствует требованиям Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования.

     

    Образовательная организация

    Количество участников

    Средний балл

    Уровень обученности

    Качество образования

    Совхозская СОШ

    14

    3,1

    64

    43

    Гимназия города Малоархангельска

    25

    3,4

    84

    52

    Малоархангельская СОШ № 2

    26

    3,1

    81

    31

    По району

    65

    3,2

    62

    38

     

    Проведение тестирования обучающихся 8-х классов по иностранному языку было обусловлено намеченным на 2018 год изменением статуса этого предмета в качестве обязательного на итоговой аттестации для получения среднего общего образования. Очевидна необходимость оценки общей готовности восьмиклассников 2014 – 2015 учебного года к участию в экзаменационных процедурах и выявления уровня их образовательной подготовки для сдачи экзамена по иностранному языку как обязательного.

    Результаты тестирования обучающихся по английскому языку: из 48 учащихся - 1% справился на высоком уровне, 63,7% на повышенном уровне, 34,3% на базовом уровне и ниже минимального уровня составил 1% учащихся.

    Образовательная организация

    Количество участников

    Количество обучающихся (%), выполнивших работу

    на высоком уровне

    на повышенном уровне

    на базовом уровне

    ниже минимального уровня

    МБОУ Малоархангельского района «Совхозская СОШ»

    6

    0

    100

    0

    0

    МБОУ «Гимназия города Малоархангельска»

    13

    0

    46

    54

    0

    МБОУ «Малоархангельская СОШ № 2»

    29

    3

    45

    49

    3

    По району

    48

    1,0

    63,7

    34,3

    1,0

     

    При выполнении диагностической работы по литературе обучающимся 10-х классов было предложено написать сочинение на одну из трех предложенных тем. Десятиклассникам требовалось сформулировать свою точку зрения и аргументировать свою позицию, на основе не менее одного произведения отечественной или зарубежной литературы. При написании сочинения было важна глубина раскрытия темы с опорой на литературный материал. Сочинение оценивалось по системе «зачет» или «незачет». По итогам все учащиеся справились с заданиями на высоком уровне и получили зачёт.

    В декабре 2014 годас целью выявления причин получения неудовлетворительных результатов по математике на ЕГЭ в МСШ №2, Гимназии и Губкинской средней школе проведён аудит качества образования, в ходе которого были выявлены причины получения низких результатов, даны рекомендации по определению путей улучшения качества подготовки выпускников. В текущем учебном году также запланирован аудит в Малоархангельской средней школе №2.

    Также в течение прошедшего учебного года проводился федеральный контроль качества образования в Протасовской, Прогрессовской начальных школах, Гимназии, Доме детского творчества, Губкинском детском саду, в детском саду поселка Станция Малоархангельск. В ходе проверок было выявлено, что во всех ОО не выдерживаются требования к структуре официальных сайтов; не обеспечивается открытость и доступность информации; требуется приведение содержания локальных актов в соответствие с действующим законодательством; не созданы условия для дополнительного профессионального образования педагогов. В этой связи с целью соблюдения действующего законодательства необходимо данным образовательным организациям принять меры по устранению выявленных нарушений.

    Совершенствование педагогического корпуса

    В методической работе, направленной на повышение квалификации педагогов, значительную роль играют районные методические объединения, работа которых содействует созданию благоприятной среды для обмена информацией, опытом, профессионального роста. Методическая сеть представлена 16-ю районными объединениями педагогов, основная деятельность которых направлена на внедрение новых федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.

    Повышение эффективности общего образования, повышения его конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Профессионализм работы педагога обеспечивает формирование качественно новой системы общего образования, является одним из ключевых условий развития детей, их успешной социализации.

    В районе созданы условия для профессионального роста педагогических работников. Всего в 2014-2015 учебном году через все формы повышения квалификации прошли 67 человек, в том числе 56 по программам ФГОС начального общего образования и основного общего образования, 9 по программе инклюзивного образования детей-инвалидов. В новом учебном году пройдут курсы по программам ФГОС дошкольного образования для воспитателей на базе нашего района. В прошлом году прошла апробацию дистанционная форма повышения квалификации учителей информатики, истории. В дальнейшем данная форма станет одной из востребованных форм повышения квалификации, так как она позволяет значительно увеличить охват педагогов курсовой подготовкой.

    Однако в данном вопросе имеются проблемы. В соответствии с новым законом «Об образовании в Российской Федерации» с 01 июня 2014 года подготовка, переподготовка и повышение квалификации педагогов дополнительного образования перестаёт осуществляться за счет государственного финансирования, оплата данной услуги теперь должна производиться за счет средств работодателей, что на сегодняшний день практически невозможно в связи с ограниченностью бюджетов организаций.

    Ещё одним из действенных инструментов совершенствования профессиональных компетентностей и творческих способностей педагогических работников является аттестация. В 2014-2015 учебном году прошли аттестацию 49 педагогических работников, из них 13 получили в установленном порядке высшую квалификационную категорию, 36 первую, ещё 7 подтвердили соответствие занимаемой должности. На данный день высшую категорию имеет 49 педагогов (21%), первую – 137 (59%) педагогов.

    Во многом совершенствованию учительского корпуса способствуют ежегодно проводимые в районе конкурсы профессионального мастерства. В 2014-2015 учебном году в муниципальных этапах конкурсов «Учитель года» и «Воспитатель года» в Малоархангельском районе приняли 9 педагогов: 3 воспитателя и 6 учителей. Победителем районного конкурса «Воспитатель года-2015» стала Маслова Любовь Александровна – воспитатель детского сада №1 г.Малоархангельска. 

    Звание «Учитель года-2015» в Малоархангельском районе присвоено Карзановой Ирине Анатольевне, учителю музыки Совхозской средней школы. Она успешно представляла наш район на областном этапе, где в числе лучших педагогов региона была отмечена дипломом в номинации «За творческий подход к профессиональной деятельности».

    Ежегодно педагоги дополнительного образования, участвуя в конкурсах профессионального мастерства, добиваются хороших результатов. Так в прошедшем учебном году педагог дополнительного образования ДДТ Кузнецова Юлия Ильинична по итогам участия в областном конкурсе «Сердце отдаю детям» награждена дипломом 2-й степени.

    В целях повышения мотивации труда учителей и поощрения лучших педагогических работников традиционно проводится конкурсный отбор на премию Главы Малоархангельского района. В 2014 году его победителями стали Емелина Галина Васильевна, педагог дополнительного образования ДДТ, Гришина Татьяна Викторовна, воспитатель детского сада №1, Русанова Татьяна Ивановна - учитель истории и обществознания Малоархангельской школы №2; Тучкова Наталья Николаевна – учитель физической культуры Совхозской средней школы. Лучшим руководителем по итогам 2014 года была признана Королёва Галина Александровна.

    Большое внимание в районе уделяется социальной поддержке работников системы образования. Среднемесячная начисленная заработная плата педагогических работников общеобразовательных организаций за период 2013-2014 годов выросла на 8 % и по итогам 1-го полугодия 2015 года составила 22421 рубль, за 2014 год – 21016 рублей, за 2013 год - 19454 рубля.

    Реализуется комплекс мер, направленных на поддержку молодых педагогов. В течение первых трех лет с момента трудоустройства молодого специалиста должностной оклад повышается на 20%. Из районного бюджета ежемесячно выделяется доплата в размере 1000 руб. В 2014 году молодой учитель Костинской основной школы получил единовременную денежную выплату на обзаведение хозяйством в размере 52500 рублей.

    Всем педработникам образовательных организаций, проживающим и работающим в сельской местности предоставляются меры социальной поддержки в виде ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения, освещения и отопления. За прошедший год 128 педагогов воспользовались данной поддержкой, общая сумма выплат составила 932700 рублей.

    Вместе с тем, на территории Малоархангельского района существуют факторы, объективно снижающие уровень эффективности продвижения процессов модернизации системы образования (прежде всего – повышение качества образования), к которым относятся:

    - сельские малокомплектные школы, находящиеся в сложном социокультурном и экономическом окружении;

    - недостаточный уровень сетевого взаимодействия образовательных учреждений для предоставления вариативных образовательных услуг с учетом требований современного образования независимо от места жительства;

    - недостаточный уровень обеспечения современных условий для выполнения учебно-практических, исследовательских работ;

    - отсутствие обеспеченности бесперебойного, высокоскоростного выхода в интернет;

    - не в полной мере сформированы механизмы управления процессами изменений на основе мониторинга на муниципальном и школьном уровне.

    На 2015-2016 учебный год поставлены следующие задачи:

    - введение ФГОС в 6-х классах общеобразовательных организаций;

    - укрепление материально-технической базы и пополнение фондов школьных библиотек;

    - повышение квалификации, профессиональная переподготовка руководителей общеобразовательных учреждений и учителей, в том числе в части использования системно-деятельностного подхода в обучении, для реализации федеральных государственных образовательных стандартов общего образования;

    - повышение качества подготовки выпускников, в том числе обучающихся, демонстрирующих низкие результаты обучения;

    - развитие системы независимой оценки качества образования.

    Дополнительное образование детей.

    Важнейшей составляющей образовательного пространства района является дополнительное образование детей, которое сочетает в себе воспитание, обучение, социализацию ребенка, формирует здоровый образ жизни, осуществляет профилактику безнадзорности и других асоциальных явлений в детско-юношеской среде. Дополнительное образование в районе остается доступным и бесплатным. В 2014-2015 учебном году в образовательных организациях района работали 116 кружков различной направленности, функционировали 3 учреждения дополнительного образования - ДЮСШ и Малоархангельский районный ДДТ, ДШИ.

    183 учащихся посещали занятия в детско-юношеской спортивной школе, которые проводились на базе 4 школ района. (МБОУ «Гимназия г.Малоархангельска», МБОУ «Малоархангельская средняя школа №2», МБОУ «Совхозская СОШ» и МБОУ «Луковская сош»). Детско-юношеская спортивная школа является организатором всех районных спортивных мероприятий, в сотрудничестве со школами района готовит юных спортсменов для участия в областных соревнованиях.

    В течение года были проведены Всероссийские спортивные соревнования школьников «Президентские спортивные игры» по 6 видам спорта: легкая атлетика, баскетбол, полиатлон, лыжные гонки, волейбол, настольный теннис, а так же «Президентские состязания». Всего было проведено 9 районных соревнований, в которых приняло участие 468 человек. По итогам участия в областных соревнованиях 3 воспитанника ДЮСШ стали призёрами первенства области по легкой атлетике: в беге на дистанцию 3 км 2 место занял Тучков Илья, 3 место - Кутузова Дарья и Кванин Александр. Команда девочек заняла 3 место в областных соревнованиях по волейболу – тренер Туранцев В.Н. 

    В районном доме детского творчества работали 25 объединений (по 24 образовательным программам), численность обучающихся составила 703 человека. Детские коллективы Дома детского творчества участвовали в конкурсах, выставках, фестивалях. Из 53 участников мероприятий различного уровня победителями стали 32 воспитанника. По результатам участия в конкурсных мероприятиях регионального уровня в номинации художественное творчество в этом году воспитанница ДШИ Воробьёва Валентина стала победителем в конкурсном отборе среди талантливой молодёжи на получение стипендии Губернатора Орловской области – педагог Семеновская Светлана Владимировна.

    В 2015 году необходимо продолжить работу по дальнейшему развитию системы выявления молодых талантов, увеличению числа призёров областных олимпиад и конкурсов, проведению массовых спортивных мероприятий.

    Патриотическое воспитание.

    Особое место в воспитательной деятельности образовательных организаций уделяется нравственному и патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Система этой работы в первую очередь затрагивает вопросы формирования гражданской позиции подрастающего поколения, воспитания в наших детях чувства патриотизма и любви к своей Родине. Вопрос о патриотическом воспитании детей и молодежи, о нравственных основах, на которых мы должны строить нашу жизнь, является одним из самых главных. 2015-й год знаменателен великой датой – 70-летием Победы в Великой Отечественной войне. В год 70-летия Великой Победы в нашем районе проведено немало мероприятий, посвящённых этой дате среди которых: Уроки мужества, конкурсы социальных проектов «Мы памяти этой верны», акции «Спешите делать добро», «Чтобы помнили», «Марафон памяти», «Бессмертный полк», смотр-конкурс «Будь готов к защите Отечества!», «Подарок ветерану» и многие другие. Ярким событием года стал фестиваль художественного самодеятельного творчества образовательных учреждений района «Салют Победы».

    Сохранение и укрепление здоровья детей

    Задача повышения качества образования должна сопровождаться усилением внимания к вопросам сохранения и укрепления здоровья детей. Одним из главных направлений в этом является организация здорового питания в школах и детских садах. На сегодня во всех общеобразовательных организациях района созданы условия для организации горячего питания детей. В школах района сохранена система бесплатного питания обучающихся. С 1 сентября 2014 года по решению Правительства области стоимость питания увеличена до 40 рублей в день. Сельскохозяйственная продукция, выращенная на пришкольных участках, увеличивает стоимость питания на 2,5 – 3 рубля. В детских садах стоимость питания составляет 75 рублей в день на одного воспитанника. На эти цели в районном бюджете на 2015 год предусмотрены денежные средства около 7 млн. руб. (школы 3,6 млн. область, 2,3 млн. район; детсады – 1,027 млн. руб.)

    Особое место в работе по укреплению здоровья детей является организация летнего отдыха. С этой целью в период каникул работали оздоровительные лагеря с дневным пребыванием на базе 10 школ с охватом 544 учащихся. Для детей с ослабленным здоровьем, были выделены 4 путёвки в детский санаторий «Орловчанка». В загородных лагерях области «Дружба» и «Юбилейный» отдохнуло 32 ребёнка.

    Для детей в возрасте от 14 до 18 лет, особо нуждающихся в социальной защите, традиционно был организован летний оздоровительно-трудовой лагерь при Доме Детского творчества.

    В этом году 5 детей отдохнули на Черноморском побережье в Крыму. Всего на организацию летней оздоровительной кампании в 2015 году было израсходовано из районного бюджета 783 тыс. руб., из областного более 400 тыс. руб. Охват различными формами отдыха составил 129% (1494 уч-ся). 

    Информатизация

    Современную школу невозможно представить без информатизации образовательного процесса. Развитие информационных ресурсов позволяет решать целый комплекс задач: реализация прав граждан на равный доступ к качественному образованию, введение механизмов управления системой образования с использованием автоматизированных систем, обеспечение открытости и прозрачности деятельности образовательных организаций. В образовательных организациях района имеется более 300 компьютеров; 10 интерактивных комплексов, 45 мультимедийных проекторов. В расчете на 1 компьютер приходится 4 человека, это один из самых высоких показателей в нашей области. На оплату Интернет-трафика для образовательных учреждений из районного бюджета за 2014 год выделено 295 тыс. руб. В каждом образовательном учреждении созданы сайты, и имеется своя страница на Орловском образовательном портале. С 2012 года все общеобразовательные организации подключены к уровневой системе автоматизации «Виртуальная школа». Результаты мониторинга работы ОО в различных информационных системах за 2014-2015 учебный год показывают удовлетворительный уровень заполнения форм отчетности, электронного журнала, дневника учащегося в системе «Виртуальная школа» и размещения нормативной документации на сайтах образовательных организаций.

    Материальная база

    Одним из значимых направлений развития системы образования является совершенствование школьной инфраструктуры и создание современных комфортных условий для обучающихся и педагогов. За 2011-2015 годы участия в различных федеральных, областных, муниципальных программах, проектах развития общего, дошкольного и дополнительного образования было освоено более 136,5 млн. рублей. За счет этого удалось достичь хорошего качества школьной инфраструктуры в 5 общеобразовательных организациях (40%), 2 учреждениях дошкольного образования (50%), 1 учреждении дополнительного образования детей (50%), где в общей сложности обучается и воспитывается 1028 детей в возрасте от 3 до 17 лет, что составляет 74% от общего числа детей, получающих образовательные услуги в Малоархангельском районе. На сегодняшний день материально-техническая и учебно-методическая база учреждений в основном соответствует предъявляемым требованиям. В школах, детских садах, учреждениях дополнительного образования имеется необходимое учебное, спортивное, игровое оборудование для реализации образовательных программ. Учащиеся обеспечиваются бесплатными учебниками по основным предметам учебного плана. Все учреждения соответствуют требованиям пожарной безопасности, антитеррористической защищённости, санитарно-гигиеническим правилам и нормам, что подтверждается итогами работы межведомственной комиссии по приемке образовательных организаций к новому учебному году. Не смотря на финансовые трудности во многих учреждениях, были проведены косметические ремонты, в основном это сделано силами самих коллективов: администрациями учреждений, педагогами, родителями. Архаровской и Дубовицкой школам, была оказана помощь ООО «Дубовицкое». Не остаются в стороне и ХПП, ОАО «Орловский лидер», Филиал №1 «Тиняковский», которые ежегодно помогают Совхозской средней школе, детскому саду п. Ст. Малоархангельск.

     

    УСЛОВИЯ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РЕСУРСОВ

     Финансирование образования.

    Отдел образования, молодёжной политики, физической культуры и спорта среди бюджетополучателей по доле расходов в районном бюджете занимает I место. Всего из бюджета финансируется 19 образовательных организаций. В бюджете применяется трехуровневое финансирование учреждений образования:

    1 уровень финансирования из местного бюджета:материальные затраты на содержание общеобразовательных организаций, реализующих программы начального общего, основного общего, среднего общего образования (питание, коммунальные услуги, текущий ремонт и содержание зданий и прилегающих территорий), все расходы на содержание дошкольного образования, за исключением субвенций на финансирование расходов на реализацию государственного стандарта дошкольного образования в размере, необходимом для организации учебного процесса: оплата труда и начисления на оплату труда административных и педагогических работников дошкольных организаций, учебные расходы, в том числе приобретение технических средств обучения, компенсацию части родительской платы за содержание детей, все расходы на содержание учреждений дополнительного образования.

    2 уровень финансирования из областного бюджета:в виде субвенции на финансирование расходов по общеобразовательным школам и дошкольным образовательным организациям на реализацию государственного стандарта общего образования в размере, необходимом для организации учебного процесса: оплата труда и начисления на оплату труда административных и педагогических работников, учебные расходы, в том числе приобретение технических средств обучения, а также частичная компенсация стоимости питания обучающихся в общеобразовательных школах, выплата вознаграждения учителям школ за выполнение функций классного руководителя, компенсация части родительской платы за содержание детей в дошкольных образовательных организациях.

    3 уровень финансирования из федерального бюджета:финансирование федеральных программ, оснащение учебным оборудованием и кабинетами общеобразовательных организаций.

    Распределение консолидированного бюджета в системе образования района (по доле расходов):

     

    2012 год

    2013 год

    2014 год

    Темп роста (спада), %

    Сумма расходов, тыс. руб.

    Уд. вес,

    %

    Сумма расходов, тыс. руб.

    Уд. вес,

    %

    Сумма расходов, тыс. руб.

    Уд. вес,

    %

    2013 г. к 2012 г.

    2014 г. к 2012 г.

    местный бюджет

    42704,6

    36,92

    50331,9

    37,95

    36969,9

    29,5

    17,86

    - 27

    областной бюджет

    61062,0

    52,78

    75649,8

    57,05

    82061,7

    65,6

    23,89

    8,5

    федеральный бюджет

    11913,4

    10,3

    6628,5

    5

    6116,2

    4,9

    - 44, 4

    - 2

    Итого

    115680,2

    -

    132610,2

    -

    125147,8

    -

    14,64

    - 5,6

     

    Средняя стоимость содержания обучающихся и воспитанников образовательных организаций района:

     

    Стоимость содержания 1-го учащегося (воспитанника) в год, руб.

    Темп роста, %

    2012 г.

    2013 г.

    2014 г.

    2013 г. к

    2012 г.

    2014 г. к

    2013 г.

    ДОУ

    55161

    65604

    80899

    18,93

    23,31

    Школы

    76020

    87670

    86209

    15,32

    - 1,7

    Учреждения дополнительного образования

    4748

    6550

    7546

    37,95

    15,21

     

     


    Стоимость содержания 1 учащегося (воспитанника) образовательного учреждения Малоархангельского района

    № п/п

    Учреждения

    Среднегодовое кол-во детей

    Всего расходов (бюджет + расходы за счет деятельности, приносящей доход), тыс. руб.

    Стоимость содержания 1 учащегося (воспитанника) в год, руб.

    Темп роста стоимости содержания 1 учащегося (воспитанника) в год, %

    2012 год

    2013 год

    2014 год

    2012 год

    2013 год

    2014 год

    2012 год

    2013 год

    2014 год

    2012 к 2011

    2013 к 2012

    2014 к 2013

    1

    По детским садам в сельской местности

    24

    35

    36

    2480,1

    2817,8

    2779,5

    103338

    80509

    77208

    38,73

    -

    -

    2.

    По детским садам в городе

    263

    263

    289

    13351,31

    16732,3

    23512,8

    50765

    63621

    81359

    17,7

    25,32

    27,88

    3.

    Всего по детским садам

    287

    298

    325

    15831,4

    19550,1

    26292,3

    55162

    65604

    80899

    19,61

    18,93

    23,31

    4.

    По сельским школам

    563

    529

    496

    52930,8

    69750,6

    61933,9

    94016

    131854

    124867

    12,44

    40,25

    -

    5.

    По школам города

    609

    600

    590

    36067,5

    29115,2

    31689

    59224

    48525

    53710

    69,81

    -

    10,69

    6.

    УКП

    13

    11

    7

    97,2

    114,0

    144,5

    7477

    10364

    20643

    9,96

    38,61

    99,2

    7.

    Всего по школам

    1185

    1140

    1093

    89095,5

    98979,8

    93767,4

    75186

    86824

    85789

    29,29

    15,48

    -

    8.

    ДДТ

    728

    732

    703

    3853,8

    5293,7

    5094,9

    5294

    7232

    7247

    44

    36,6

    0,2

    9.

    ДЮСШ

    315

    315

    183

    1098,6

    1564,5

    1590,5

    3488

    4967

    8691

    25,33

    42,4

    74,97

    10.

    Всего по дополнительному образованию

    1043

    1047

    886

    4952,4

    6858,2

    6685,4

    4748

    6550

    7546

    39,32

    37,95

    15,21

     


    Контактная информация

     

    Отдел образования, молодёжной политики, физической культуры и спорта администрации Малоархангельского района находится по адресу: 303370, Орловская область, г. Малоарханельск, ул.К. Маркса, д.78. Начальник отдела образования, молодёжной политики, физической культуры и спорта Кусков Александр Владиславович, телефон 8(48679) 2-31-90.

     

    Информация о программах в сфере образования

    Управление развитием образования в Малоархангельском районе осуществляется на основании муниципальной программы «Развитие образования в Малоархангельском районе на 2011- 2016 годы».

     3. Выводы и заключения

    Основными проблемами системы образования Малоархангельского района являются следующие:

    · Повышение качества общего образования.

    · Снижение контингента воспитанников и обучающихся в сельских образовательных организациях, в связи со сложной демографической обстановкой, в том числе снижение контингента учащихся на среднем уровне общего образования.

    · Низкие показатели участия обучающихся в муниципальном и региональном этапах Всероссийской олимпиады школьников по учебным предметам.

    · Создание безопасных условий в общеобразовательных организациях.

    · Обновление технологического оборудования на пищеблоках.

    · Укрепление учебно-материальной базы образовательных организаций в соответствии с ФГОС.

    · Привлечение молодых специалистов для работы в образовательные организации.

    · Сохранение и повышение уровня заработной платы всех категорий работников образовательных организаций.

    · Отсутствие дошкольных образовательных организаций в четырех из 7-ми сельских поселений. Низкий охват дошкольным образованием на селе.

    · Отсутствие налаженного транспортного снабжения населения.

    · Отсутствие дорог с твердым покрытием для организации подвоза учащихся, проживающих на селе, в двух сельских поселениях.

    · Не полное соответствие организации образовательного процесса требованиям СанПиН в ряде образовательных организаций, в том числе наличие не устраненных предписаний контролирующих органов.

    ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ на 2015-2016 учебный год

    1. Продолжить работу по повышению доступности дошкольного образования.

     

    2. Обеспечить условия для поэтапного введения Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования.

    3. Совершенствовать механизмы повышения качества образования через систему независимой оценки.

    4. Уделить особое внимание развитию математического образования, обучению иностранным языкам, а так же преподаванию русского языка и литературы с целью повышение результативности обучения.

    5. Продолжить работу по дальнейшему развитию системы выявления молодых талантов, увеличению числа призёров областных олимпиад и конкурсов, проведению массовых спортивных мероприятий и творческих конкурсов.

    6. Дальнейшее совершенствование механизмов финансирования и оптимизация финансовых ресурсов с целью повышения уровня заработной платы работников образовательных организаций.

    7. Обеспечить поэтапный переход к эффективному контракту с педагогическими работниками образовательных организаций.

    8. Продолжить работу по формированию доступной среды для детей с ограниченными возможностями здоровья.

    9. Совершенствовать уровень информационной открытости системы образования Малоархангельского района.

    10. Продолжить работу по укреплению учебно-материальной базы образовательных организаций района.

     

     

    ПОКАЗАТЕЛИ МОНИТОРИНГА СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

    Малоархангельского района за 2014 год

     

    Раздел/подраздел/показатель

    Единица измерения

    I. Общее образование

     

    1. Сведения о развитии дошкольного образования

     

    1.1. Уровень доступности дошкольного образования и численность населения, получающего дошкольное образование:

     

    1.1.1. Доступность дошкольного образования (отношение численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получивших дошкольное образование в текущем году, к сумме численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, получающих дошкольное образование в текущем году, и численности детей в возрасте от 3 до 7 лет, находящихся в очереди на получение в текущем году дошкольного образования).

    процент

    100

    1.1.2. Охват детей дошкольными образовательными организациями (отношение численности детей, посещающих дошкольные образовательные организации, к численности детей в возрасте от 2 месяцев до 7 лет включительно, скорректированной на численность детей соответствующих возрастов, обучающихся в общеобразовательных организациях).

    процент

    36

    1.1.3. Удельный вес численности воспитанников частных дошкольных образовательных организаций в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций.

    процент

    0

    1.2. Содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам дошкольного образования

     

    1.2.1. Удельный вес численности детей, обучающихся в группах кратковременного пребывания, в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций.

    процент

    0

    1.3. Кадровое обеспечение дошкольных образовательных организаций и оценка уровня заработной платы педагогических работников

     

    1.3.1. Численность воспитанников организаций дошкольного образования в расчете на 1 педагогического работника.

    человек

    9

    1.3.2. Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников дошкольных образовательных организаций к среднемесячной заработной плате в сфере общего образования в субъекте Российской Федерации (по государственным и муниципальным образовательным организациям).

    процент

    111,8

    1.4. Материально-техническое и информационное обеспечение дошкольных образовательных организаций

     

    1.4.1. Площадь помещений, используемых непосредственно для нужд дошкольных образовательных организаций, в расчете на одного воспитанника

    квадратный метр

    14,31

    1.4.2. Удельный вес числа организаций, имеющих водоснабжение, центральное отопление, канализацию, в общем числе дошкольных образовательных организаций:

     

    водоснабжение;

    процент

    100

    центральное отопление;

    процент

    100

    канализацию.

    процент

    100

    1.4.3. Удельный вес числа организаций, имеющих физкультурные залы, в общем числе дошкольных образовательных организаций.

    процент

    25

    1.4.4. Удельный вес числа организаций, имеющих закрытые плавательные бассейны, в общем числе дошкольных образовательных организаций.

    процент

    0

    1.4.5. Число персональных компьютеров, доступных для использования детьми, в расчете на 100 воспитанников дошкольных образовательных организаций.

    единица

    1.5. Условия получения дошкольного образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

     

    1.5.1. Удельный вес численности детей с ограниченными возможностями здоровья в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций.

    процент

    0

    1.5.2. Удельный вес численности детей-инвалидов в общей численности воспитанников дошкольных образовательных организаций.

    процент

    0,3

    1.6. Состояние здоровья лиц, обучающихся по программам дошкольного образования

     

    1.6.1. Пропущено дней по болезни одним ребенком в дошкольной образовательной организации в год.

    день

    7

    1.7. Изменение сети дошкольных образовательных организаций (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность)

     

    1.7.1. Темп роста числа дошкольных образовательных организаций.

    процент

    0

    1.8. Финансово-экономическая деятельность дошкольных образовательных организаций

     

    1.8.1. Общий объем финансовых средств, поступивших в дошкольные образовательные организации, в расчете на одного воспитанника.

    тысяча рублей

    76,3

    1.8.2. Удельный вес финансовых средств от приносящей доход деятельности в общем объеме финансовых средств дошкольных образовательных организаций.

    процент

    0

    1.9. Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в дошкольных образовательных организациях

     

    1.9.1. Удельный вес числа организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии, в общем числе дошкольных образовательных организаций.

    процент

    0

    1.9.2. Удельный вес числа организаций, здания которых требуют капитального ремонта, в общем числе дошкольных образовательных организаций.

    процент

    0

    2. Сведения о развитии начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования

     

    2.1. Уровень доступности начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования и численность населения, получающего начальное общее, основное общее и среднее общее образование

    1057

    2.1.1. Охват детей начальным общим, основным общим и средним общим образованием (отношение численности учащихся, осваивающих образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, к численности детей в возрасте 7 - 17 лет).

    процент

    100

    2.1.2. Удельный вес численности учащихся общеобразовательных организаций, обучающихся в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом, в общей численности учащихся общеобразовательных организаций.

    процент

    45

    2.1.3. Оценка родителями учащихся общеобразовательных организаций возможности выбора общеобразовательной организации (оценка удельного веса численности родителей учащихся, отдавших своих детей в конкретную школу по причине отсутствия других вариантов для выбора, в общей численности родителей учащихся общеобразовательных организаций). <*>

    процент

    0

    2.2. Содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования

     

    2.2.1. Удельный вес численности лиц, занимающихся во вторую или третью смены, в общей численности учащихся общеобразовательных организаций.

    процент

    0

    2.2.2. Удельный вес численности лиц, углубленно изучающих отдельные предметы, в общей численности учащихся общеобразовательных организаций.

    процент

    3,8

    2.3. Кадровое обеспечение общеобразовательных организаций, иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ, а также оценка уровня заработной платы педагогических работников

     

    2.3.1. Численность учащихся в общеобразовательных организациях в расчете на 1 педагогического работника.

    человек

    7

    2.3.2. Удельный вес численности учителей в возрасте до 35 лет в общей численности учителей общеобразовательных организаций.

    процент

    13,4

    2.3.3. Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных общеобразовательных организаций к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации:

     

    педагогических работников - всего;

    процент

    133,4

    из них учителей.

    процент

    136,4

    2.4. Материально-техническое и информационное обеспечение общеобразовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ

     

    2.4.1. Общая площадь всех помещений общеобразовательных организаций в расчете на одного учащегося.

    квадратный метр 20,4

    2.4.2. Удельный вес числа организаций, имеющих водопровод, центральное отопление, канализацию, в общем числе общеобразовательных организаций:

     

    водопровод;

    процент

    92,3

    центральное отопление;

    процент

    100

    канализацию.

    процент

    92,3

    2.4.3. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 учащихся общеобразовательных организаций:

     

    всего;

    единица

    21,5

    имеющих доступ к Интернету.

    единица

    8,4

    2.4.4. Удельный вес числа общеобразовательных организаций, имеющих скорость подключения к сети Интернет от 1 Мбит/с и выше, в общем числе общеобразовательных организаций, подключенных к сети Интернет.

    процент

    23

    2.5. Условия получения начального общего, основного общего и среднего общего образования лицами с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

     

    2.5.1. Удельный вес численности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в классах, не являющихся специальными (коррекционными), общеобразовательных организаций, в общей численности детей с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся в общеобразовательных организациях.

    процент

    2,6

    2.5.2. Удельный вес численности детей-инвалидов, обучающихся в классах, не являющихся специальными (коррекционными), общеобразовательных организаций, в общей численности детей-инвалидов, обучающихся в общеобразовательных организациях.

    процент

    2,6

    2.6. Результаты аттестации лиц, обучающихся по образовательным программам начального общего образования, основного общего образования и среднего общего образования

     

    2.6.1. Отношение среднего балла единого государственного экзамена (далее - ЕГЭ) (в расчете на 1 предмет) в 10% общеобразовательных организаций с лучшими результатами ЕГЭ к среднему баллу ЕГЭ (в расчете на 1 предмет) в 10% общеобразовательных организаций с худшими результатами ЕГЭ.

    1,5 раз

    2.6.2. Среднее значение количества баллов по ЕГЭ, полученных выпускниками, освоившими образовательные программы среднего общего образования:

     

    по математике;

    балл 42,6

    по русскому языку.

    балл 65

    2.6.3. Среднее значение количества баллов по государственной итоговой аттестации (далее - ГИА), полученных выпускниками, освоившими образовательные программы основного общего образования:

     

    по математике;

    балл 3,85

    по русскому языку.

    балл 4,02

    2.6.4. Удельный вес численности выпускников, освоивших образовательные программы среднего общего образования, получивших количество баллов по ЕГЭ ниже минимального, в общей численности выпускников, освоивших образовательные программы среднего общего образования, сдававших ЕГЭ:

     

    по математике;

    процент

    5,8

    по русскому языку.

    процент

    0

    2.6.5. Удельный вес численности выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования, получивших количество баллов по ГИА ниже минимального, в общей численности выпускников, освоивших образовательные программы основного общего образования, сдававших ГИА:

     

    по математике;

    процент

    0

    по русскому языку.

    процент

    0

    2.7. Состояние здоровья лиц, обучающихся по основным общеобразовательным программам, здоровьесберегающие условия, условия организации физкультурно-оздоровительной и спортивной работы в общеобразовательных организациях, а также в иных организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ

     

    2.7.1. Удельный вес лиц, обеспеченных горячим питанием, в общей численности обучающихся общеобразовательных организаций.

    процент

    100

    2.7.2. Удельный вес числа организаций, имеющих логопедический пункт или логопедический кабинет, в общем числе общеобразовательных организаций.

    процент

    15,3

    2.7.3. Удельный вес числа организаций, имеющих физкультурные залы, в общем числе общеобразовательных организаций.

    процент

    53,8

    2.7.4. Удельный вес числа организаций, имеющих плавательные бассейны, в общем числе общеобразовательных организаций.

    процент

    0

    2.8. Изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность)

     

    2.8.1. Темп роста числа общеобразовательных организаций.

    процент

    0

    2.9. Финансово-экономическая деятельность общеобразовательных организаций, а также иных организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации основных общеобразовательных программ

     

    2.9.1. Общий объем финансовых средств, поступивших в общеобразовательные организации, в расчете на одного учащегося.

    тысяча рублей

    89,7

    2.9.2. Удельный вес финансовых средств от приносящей доход деятельности в общем объеме финансовых средств общеобразовательных организаций.

    процент

    0,00035

    2.10. Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в общеобразовательных организациях

     

    2.10.1. Удельный вес числа организаций, имеющих пожарные краны и рукава, в общем числе общеобразовательных организаций.

    процент

    0

    2.10.2. Удельный вес числа организаций, имеющих дымовые извещатели, в общем числе общеобразовательных организаций.

    процент

    100

    2.10.3. Удельный вес числа организаций, имеющих "тревожную кнопку", в общем числе общеобразовательных организаций.

    процент

    100

    2.10.4. Удельный вес числа организаций, имеющих охрану, в общем числе общеобразовательных организаций.

    процент

    100

    2.10.5. Удельный вес числа организаций, имеющих систему видеонаблюдения, в общем числе общеобразовательных организаций.

    процент

    0

    2.10.6. Удельный вес числа организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии, в общем числе общеобразовательных организаций.

    процент

    0

    2.10.7. Удельный вес числа организаций, здания которых требуют капитального ремонта, в общем числе общеобразовательных организаций.

    процент

    15,4

    III. Дополнительное образование

     

    5. Сведения о развитии дополнительного образования детей и взрослых

     

    5.1. Численность населения, обучающегося по дополнительным общеобразовательным программам

    886

    (703 - ДДТ,

    183 - ДЮСШ)

    5.1.1. Охват детей в возрасте 5 - 18 лет дополнительными общеобразовательными программами (удельный вес численности детей, получающих услуги дополнительного образования, в общей численности детей в возрасте 5 - 18 лет).

    процент

    64,34

    5.2. Содержание образовательной деятельности и организация образовательного процесса по дополнительным общеобразовательным программам

     

    5.2.1. Структура численности обучающихся в организациях дополнительного образования по видам образовательной деятельности (удельный вес численности детей, обучающихся в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы различных видов, в общей численности детей, обучающихся в организациях, реализующих дополнительные общеобразовательные программы).

    процент

    Художественная (409) 58%;

    Техническая (54) 7,68%;

    Физкультурно-спортивная (30) 4,26 %;

    Туристско-краеведческая (14) 1,99%;

    Естественнонаучная (12) 1,70%;

    Социально-педагогическая (184) 26,17%;

    Баскетбольная (168) 92%;

    Легкоатлетическая (15) 8%

    5.3. Кадровое обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ

     

    5.3.1. Отношение среднемесячной заработной платы педагогических работников государственных и муниципальных образовательных организаций дополнительного образования к среднемесячной заработной плате в субъекте Российской Федерации.

    процент

    97

    5.4. Материально-техническое и информационное обеспечение организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ

     

    5.4.1. Общая площадь всех помещений организаций дополнительного образования в расчете на одного обучающегося.

    квадратный метр 2,04

    5.4.2. Удельный вес числа организаций, имеющих водопровод, центральное отопление, канализацию, в общем числе образовательных организаций дополнительного образования:

     

    водопровод:

    процент

    100

    центральное отопление;

    процент

    100

    канализацию.

    Процент

    100

    5.4.3. Число персональных компьютеров, используемых в учебных целях, в расчете на 100 обучающихся организаций дополнительного образования:

     

    всего;

    единица 0,57

    имеющих доступ к Интернету.

    единица 0,42

    5.5. Изменение сети организаций, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным общеобразовательным программам (в том числе ликвидация и реорганизация организаций, осуществляющих образовательную деятельность)

     

    5.5.1. Темп роста числа образовательных организаций дополнительного образования.

    процент 0

    5.6. Финансово-экономическая деятельность организаций, осуществляющих образовательную деятельность в части обеспечения реализации дополнительных общеобразовательных программ

     

    5.6.1. Общий объем финансовых средств, поступивших в образовательные организации дополнительного образования, в расчете на одного обучающегося.

    тысяча рублей 7,5

    5.6.2. Удельный вес финансовых средств от приносящей доход деятельности в общем объеме финансовых средств образовательных организаций дополнительного образования.

    процент 0

    5.7. Структура организаций, осуществляющих образовательную деятельность, реализующих дополнительные общеобразовательные программы (в том числе характеристика их филиалов)

     

    5.7.1. Удельный вес числа организаций, имеющих филиалы, в общем числе образовательных организаций дополнительного образования.

    процент 0

    5.8. Создание безопасных условий при организации образовательного процесса в организациях, осуществляющих образовательную деятельность в части реализации дополнительных общеобразовательных программ

     

    5.8.1. Удельный вес числа организаций, имеющих пожарные краны и рукава, в общем числе образовательных организаций дополнительного образования.

    процент 0

    5.8.2. Удельный вес числа организаций, имеющих дымовые извещатели, в общем числе образовательных организаций дополнительного образования.

    процент

    100

    5.8.3. Удельный вес числа организаций, здания которых находятся в аварийном состоянии, в общем числе образовательных организаций дополнительного образования.

    процент

    0

    5.8.4. Удельный вес числа организаций, здания которых требуют капитального ремонта, в общем числе образовательных организаций дополнительного образования.

    процент

    0

    5.9. Учебные и внеучебные достижения лиц, обучающихся по программам дополнительного образования детей

     

    5.9.1. Результаты занятий детей в организациях дополнительного образования (оценка удельного веса родителей детей, обучающихся в образовательных организациях дополнительного образования, отметивших различные результаты обучения их детей, в общей численности родителей детей, обучающихся в образовательных организациях дополнительного образования):

     

    приобретение актуальных знаний, умений,

    практических навыков обучающимися; <*>

    процент

    92

    выявление и развитие таланта и

    способностей обучающихся; <*>

    процент

    89

    профессиональная ориентация, освоение

    значимых для профессиональной деятельности

    навыков обучающимися; <*>

    процент

    17

    улучшение знаний в рамках школьной

    программы обучающимися. <*>

    процент

    21

    10. Развитие системы оценки качества образования и информационной прозрачности системы образования

     

    10.1. Оценка деятельности системы образования гражданами

     

    10.1.1. Индекс удовлетворенности населения качеством образования, которое предоставляют образовательные организации. <*>

    процент

    10.1.2. Индекс удовлетворенности работодателей качеством подготовки в образовательных организациях профессионального образования. <*>

    процент

    10.2. Результаты участия обучающихся лиц в российских и международных тестированиях знаний, конкурсах и олимпиадах, а также в иных аналогичных мероприятиях

     

    10.2.1. Удельный вес численности лиц, достигших базового уровня образовательных достижений в международных сопоставительных исследованиях качества образования (изучение качества чтения и понимания текста (PIRLS), исследование качества математического и естественнонаучного общего образования (TIMSS), оценка образовательных достижений учащихся (PISA)), в общей численности российских учащихся общеобразовательных организаций:

     

    международное исследование PIRLS. <*>

    процент

    международное исследование TIMSS:

     

    математика (4 класс); <*>

    процент

    математика (8 класс); <*>

    процент

    естествознание (4 класс); <*>

    процент

    естествознание (8 класс). <*>

    процент

    международное исследование PISA:

     

    читательская грамотность; <*>

    процент

    математическая грамотность; <*>

    процент

    естественнонаучная грамотность. <*>

    процент

    10.3. Развитие механизмов государственно-частного управления в системе образования

     

    10.3.1. Удельный вес численности студентов образовательных организаций высшего образования, использующих образовательный кредит для оплаты обучения, в общей численности обучающихся на платной основе. <**>

    процент

    10.3.2. Удельный вес числа общеобразовательных организаций, в которых созданы коллегиальные органы управления, в общем числе общеобразовательных организаций.

    процент

    100

    10.4. Развитие региональных систем оценки качества образования

     

    10.4.1. Удельный вес образовательных организаций, охваченных инструментами независимой системы оценки качества образования, в общем числе образовательных организаций. <*>

    процент

    100

    11. Сведения о создании условий социализации и самореализации молодежи (в том числе лиц, обучающихся по уровням и видам образования)

     

    11.1. Социально-демографические характеристики и социальная интеграция

     

    11.1.1. Удельный вес населения в возрасте 5 - 18 лет, охваченного образованием, в общей численности населения в возрасте 5 - 18 лет.

    процент

    89

     


    В этом разделе:

    Погода в Малоархангельске